"Дорога в облака"
В конце 2012 года на habrahabr.ru промелькнул небольшой опрос «Почему вы не используете облачную инфраструктуру/сервисы в своей компании?» Его результаты весьма показательны для российского рынка SaaS в целом: большинство респондентов считают облачные сервисы либо дорогими, либо небезопасными для хранения коммерческой информации. Тем не менее, количество игроков на рынке облачных сервисов растет и в теперь как сервис предлагаются даже такие «консервативные» и, на первый взгляд, десктопные сервисы, как 1С.
Трудности терминологии
Несмотря на существующие предрассудки и боязнь пользователей, облачные сервисы наращивают свою долю на рынке, активно развиваются и день за днем предлагают частным клиентам и бизнесу новые решения и услуги: создание и хранение заметок, полноценных документов, хранение ссылок, организацию корпоративных порталов, настоящие CRM в облаке и т.д…
Прежде, чем попытаться дать ответ на вопрос, в чем же причина нарастающего успеха, разберемся с понятиями «облако» и «SaaS». Сегодня в России облачные сервисы подвержены двум основным тенденциям:
- неполноценное понимание самой сущности облачных сервисов
- многочисленные мифы о стоимости, опасности, нестабильности сервисов.
Начнем с первого пункта. Нередко пользователи под терминами SaaS и «облако» понимают облачные виртуальные АТС, реализованные посредством IP-телефонии. Однако такое понимание значительно ограничивает функционал и урезает сущность самого понятия. На самом деле, облачной технологией является и электронная почта Яндекс или Google, и популярные файлохранилища, и Google Docs.
Википедия дает достаточно запутанное пояснение, что есть SaaS, понятное, в основном, техническим специалистам. Между тем, решение о внедрении облачной инфраструктуры зачастую принимают именно коммерческие специалисты. Именно для них хочется объяснить с точки зрения понятийного аппарата менеджера. В принципе, вся сущность облака (SaaS) кроется в самом названии - software as a service - софт как услуга. То есть человек получает не программу, установленную на свой компьютер, а некоторый сервис, который для него является утилитой для работы/учебы/иных целей и в то же время «живёт» в браузере, то есть виртуален. Для такого программного обеспечения не нужен собственный сервер, не требуются какие-то особенные конфигурации «железа» и операционной системы. Пользователь открывает браузер, заходит в приложение, логинится и работает.
Облака - плюсы для девелопера и для клиента
Плюсы для клиента:
- нет затрат по установке обновлений, простота развертывания. Однако не всегда гарантирована работа хардверного оборудования с предустановленным программным обеспечением, аппаратными платформами, некоторые сервисы не работают с мобильными браузерами
- быстрота внедрения (период внедрения практически отсутствует), которая ценна как для маленьких, так и для больших команд. Небольшие смогут быстро развернуть свою деятельность с использованием качественного ПО, а масштабные - не терять рабочее время на установку и настройку приложений для каждого рабочего места
- коммунальность приложения - полноценное многопользовательское решение, широкие возможности совместной работы над проектами и/или совместного редактирования документов
- зачастую существует делимость ПО и возможность покупки по отдельным модулям
- гибкие решения при оплате: шкала, зависящая от количества пользователей, необходимого функционала, объема виртуального дискового пространства. Это так же удобно, как платить абонентскую плату за сотовую связь
- доступ по сетевым каналам через web-интерфейс практически из любой точки света, с различных типов устройств
- простой, привычный интерфейс для пользователей - все привыкли к своему браузеру и просто продолжают в нем работать
- простое, быстрое и частое обновление, всегда доступна последняя версия системы
- единое программное ядро - меньше ресурсов и финансовых затрат.
Плюсы для разработчика:
- простота развертывания на стороне клиента
- непрерывное поступление платы за сервис, надежный поток платежей
- легкая интервенция на рынок - пользователь может в несколько кликов начать использовать бесплатную демо-версию и оценивать продукт
- постоянное развитие продукта вслед за web и конечными терминалами пользователей.
Экономика облака
Стоит признать, что любая современная компания не может существовать без определенного набора программного обеспечения общего назначения и специфического для рода деятельности. Лицензионное программное обеспечение стоит достаточно дорого, требует определенного уровня «железа», сотрудника (-ов), обслуживающего парк компьютеров пользователей и установленное на них ПО, платного внедрения, обучения и зачастую платной поддержки. Таким образом, построение оптимальной программной инфраструктуры компании требует значительных как единовременных, так и постоянных затрат.
Переходя на «облако», компания получает очевидные финансовые преимущества:
- Заранее известные и стабильные затраты на поддержание облачной инфраструктуры
- Экономию на обслуживании серверов, начиная от самого оборудования и заканчивая оплатой труда специалистов, в чьей компетенции находится обслуживание
- Экономию на установке, внедрении, развертывании
- Гибкую систему оплаты в зависимости от реальных потребностей (объема необходимого дискового пространства, количества пользователей, а иногда даже набора модулей)
- Лицензии на «облачное» ПО не нужно ставить на баланс
Однако, стоит учитывать, что часто при внедрении облачных технологий клиент сталкивается с высокими ценниками на доработку под свой бизнес или просто невозможностью доработки. В то же время, эта проблема легко решается - рынок не монополистичен и всегда можно найти достойные альтернативные решения.
Каждая компания, принимая решение о внедрении облачного ПО, находит свои дополнительные преимущества. Но однозначным остается одно: при использовании такого типа ПО значительно повышается ROI - показатель возврата от инвестиций в бизнес, к которым, безусловно, относится IT - инфраструктура.
Перспективы облака в России
Согласно исследованию кампании Gartner, мировая экспансия облачных технологий в секторе корпоративного программного обеспечения продолжится и вырастет в валовых объемах с 12млн.$ в 2011 году до 21млн.$ в 2015 году, достигая, таким образом, 16,3% CARG (среднегодового темпа роста) ежегодно.
Сложно сказать, что облачные технологии в России взорвут рынок и полностью вытеснят десктопные решения. Однако они уже влияют и будут оказывать еще большее влияние на развитие пользовательских приложений. Это связано с тем, что частный пользователь чувствует себя в облаке хозяином, корпоративный - стремится к экономии; и им обоим просто удобно работать в облачных приложениях. Именно поэтому такие технологии точно не останутся без внимания и будут развиваться дальше в следующих возможных направлениях:
- Сращивание различных приложений в единый «офис»: редакторы, хранилища, IP-телефония, бухгалтерия, CRM. Впрочем, именно бухгалтерия и склад будут резко тормозить облачную экспансию. Именно склад наиболее критичен с точки зрения безопасности и отказоустойчивости ПО, поэтому очень долгое время предпочтение торговых компаний, имеющих серьезные масштабы склада, будет отдаваться десктопным решениям.
- Создание новых редакторов (заметки, фото и проч.) и активное развитие существующих - вплоть до стирания граней между десктопом и облаком
- Активное наращивание возможностей совместного редактирования
- Стремление к снижению затратности внедрения SaaS и переходу экономики облака полностью на абонентскую систему
Облака будет выбирать малый и средний бизнес, небольшие группы фрилансеров и серьезные рекламные агентства. Облака будут работать, расти, порождать новые формы существования IT-инфраструктуры кампаний. Они буду конкурентами для десктопа, но в ближайшее время так и не займут его место. Нельзя сказать, что будущее за облаками, но и будущее без них уже тоже сложно представить.